Пограничник

Я хочу служить в пограничных войсках

Весной минувшего года в стране был объявлен второй Всесоюзный фестиваль народного творчества, посвященный 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Цель фестиваля — усиление идейно-политического, нравственного и эстетического воспитания трудящейся молодежи, мобилизация ее на выполнение исторических решений XXVII съезда КПСС, пропаганда всемирно исторического значения Великого Октября, революционных, боевых, трудовых традиций Коммунистической партии и советского народа, нерушимой дружбы народов СССР.
Фестиваль вызвал большой интерес в пограничных войсках, воодушевил любителей художественного творчества.
О том, как участвуют во втором Всесоюзном фестивале народного творчества воины Краснознаменного пограничного отряда имени Ф. Э. Дзержинского, нашему корреспонденту М. Разорено-вой рассказывает начальник клуба части капитан Георгий Ерохин.
—  В начале марта прошлого года собрался совет клуба под председательством майора Н. Морозова. Избрали комиссию по смотру художественной самодеятельности, на период проведения фестиваля составили план, который предусматривал организацию различных конкурсов и смотров в подразделениях, праздников песни и музыки, выступлений пограничных коллективов перед местным населением. План тесно увязывает самодеятельность с задачами боевой и политической подготовки и направлен на дальнейшее улучшение политического, воинского и нравственного воспитания личного состава, повышение его культурного уровня, укрепление дисциплины, сплочение коллектива.
—  Такой план, конечно, нужен, а вот как он выполняется, что конкретно сделано в отряде?
—  Безотлагательно было размножено и доставлено на заставы положение о фестивале. Я провел инструктивные занятия с киномеханиками, художниками-оформителями клуба, руководителями коллективов самодеятельности. С той же целью объехал заставы и другие подразделения. Мы обеспечили их бумагой, красками,  кисточками,  резцами, фанерой, листами алюминия, меди, жести и другими материалами, репродукциями с картин и альбомами на пограничную тематику — словом, всем необходимым для поклонников изобразительного искусства.
—  Каковы же результаты всей этой подготовительной работы?
—  Прошел смотр стенной печати. Лучшими признаны стенгазеты подразделений капитана В. Сайкова и капитана В. Волошина, заставы имени И. Беляева, которой командует майор И. Пиняшко. Газеты эти, как отметила комиссия, в общем и целом соответствуют духу сегодняшнего дня, не оставляют незамеченными промахов в службе или поведении солдат. Критика, как правило, не остается без внимания, помогает исправлять недостатки.
Одновременно со смотром стенгазет комиссия провела рейд по> ленинским комнатам, знакомилась с их оформлением, содержанием агитационно-пропагандистских материалов. И тоже высказала свои замечания, пожелания, в частности, как лучше, удобнее расположить планшеты с материалами,, чаще их обновлять.
Состоялась и выставка изобразительного творчества. На ней было представлено около пятидесяти работ: картины, написанные маслом и акварелью, резьба по дереву, выжигание, выпиливание, чеканка, малая скульптура. Наиболее интересные экспонаты мы отправили в Киев, в подарок окружной комсомольской конференции. Первую премию получила работа ефрейтора П. Осипова и рядового А. Одноворченко. Они вырезали из дерева барельеф Холмских ворот легендарной Брестской крепости. С большим вкусом и мастерством рядовой И. Ковалев изготовил макет наблюдательной вышки, соединив пайкой десятки крошечных кусочков проволоки. Много мастерства и души вложили в свои картины рядовые Г. Свистящук и А. Мартынов.
—  Авторы лучших работ были». конечно,  поощрены?
—  Да, приказом по отряду многие пограничники отмечены благодарностями, грамотами, ценными подарками. И не только за участие в смотре стенной печати, выставке изобразительного искусства, но также и в смотрах-концертах.
О музыкантах стоит сказать особо. В части имеется духовой оркестр. Руководит им прапорщик Николай Михайлович Коваленко. В свое время он окончил музыкальное училище. Срочную службу проходил в нашем отряде, естественно, играл в оркестре. Да так и остался здесь. У музыкантов отнюдь не вольная жизнь: наравне с другими солдатами несут караульную службу. Оркестр — непременный участник всех торжественных мероприятий: встреч с Боевым Знаменем части на заставах, принятия Военной присяги. А репетиции? Обновление репертуара? Ну, а все свободное время воины отдают… опятьтаки музыке: на базе оркестра создан вокально-инструментальный ансамбль «Ритмы границы».
Почти все солдаты закончили музыкальную школу, до призыва участвовали в самодеятельности. Эдуард Куряков, например, окончил школу по классу скрипки и фортепьяно. В Харьковском университете, где учился на механико-математическом факультете, играл в ансамбле скрипачей, которому было присвоено звание народного. Павел Руденко после музыкальной школы по классу баяна играл в ансамбле Дома культуры юрода Ворожба Сумской области. Георгий Самохвалов научился играть на гитар-? в ансамбле районного Дома культуры в Бердянске. Харьковчанин Константин Чистяков тоже самоучка, на гитаре играет с не меньшим увлечением, чем играл в футбол в институте физкультуры.
Репертуар «Ритмов границы» широкий: и нестареющие песни времен Великой Отечественной, и национальные мелодии народов нашей страны, и современная эстрадная музыка.
—  А как музыканты пополняют репертуар?
—  Во-первых, об этом постоянно заботится старший библиотекарь Галина Петровна Рогожникова. Библиотека выписывает репертуарные сборники, журналы «Молодежная эстрада», «Комсомольская жизнь», «Клуб и художественная самодеятельность», «Культурно-просветительная работа в войсках», выпуски общества «Знание», в которых печатаются стихи, песни с нотами, сценки и тексты для художественного чтения, сценарии для проведения вечеров отдыха и праздников.
На каждую заставу журналов, как говорится, не напасешься, поэтому в библиотеке составляют подборки из публикуемых материалов, размножают их на ротаторе и рассылают по заставам. Кроме того, бывая в городе, музыканты обязательно заходят в магазин «Искусство». А то посмотрят «Утреннюю почту» по телевидению, понравившуюся песню запишут на магнитофон, затем расписывают партии по инструментам и, не откладывая, репетируют. А вот песню «Именные заставы» ребятам подарили ее авторы С. Ковальчук и Э. Ханок. Пробуют солдаты и сами создавать песни. Например, Константин Чистяков написал слова и музыку песни «Детский сон».
—  О чем же песня?
—  Текст незамысловатый: снился мальчику зеленый остров в океане, на котором пели птицы и прыгали по деревьям обезьяны. Но вдруг зашумело море, задрожала земля, налетел ураган, погасло солнце. С криком проснулся испуганный мальчик. Этот крик разбудил планету. И встали люди, чтобы сказать атомной смерти «Нет!». Чтобы был зеленый остров в океане, пели птицы, скакали обезьяны, радовались дети… Честно признаться, меня песня взволновала.
—  Часто ансамблю приходится выступать?
—  Да, часто. И. не только в гарнизоне. Бываем с концертами на заставах, в приграничных селах, пионерских лагерях. В мае прошлого года в Беловежской Пуще, на празднично украшенной поляне, среди вековых деревьев проводился Всесоюзный телевизионный конкурс «Когда поют солдаты». Приехали ансамбли разных воинских частей. Участвовали мы, выступали не хуже других. Нас хвалили за репертуар, за исполнение, пророчили первое место, но… когда мы услышали этот концерт по телевидению, то выяснилось, что удостоены только диплома. В чем же дело? Оказалось, всех участников вызывали в Москву и перезаписывали их выступления на высококачественной аппаратуре. Нас тоже приглашали, но мы поехать не смогли.
Вот и получилось: в телепередаче все пели под прекрасные фонограммы, а мы так, как нас записали в Пуще. Обидно, конечно…
Зато удачным и полезным было выступление на сборах клубных работников Краснознаменного Западного пограничного округа, который проводился в Бресте. Согласитесь, это были заинтересованные,  «придирчивые» слушатели… В целом программу одобрили, но и замечания сделали. Так, нет в нашей самодеятельности женских голосов, певцам нужно улучшить дикцию, «хромал» конферанс. Над устранением недостатков работаем. Да и начальник политотдела полковник С. Фетисов не спускает с нас глаз: приходит на репетиции, дает советы, делает замечания.
Все это, конечно, хорошо, но беда в том, что есть у нас и трудности, причем такие, которые невозможно одолеть своими силами. Первое. В духовом оркестре было шестнадцать музыкантов — по числу инструментов. В прошлом году их число сокращено до девяти человек. К тому же не всегда мы можем собрать оркестр полностью (кто-то в наряде, кто-то болен, кто-то в поощрительном отпуске). Вот и сейчас из девяти музыкантов присутствуют только шестеро. Для ВИА это не страшно. Но для духового оркестра? При таком исполнении даже простые вещи звучат, я бы сказал, неубедительно, не говоря уже о Гимне Советского Союза. Второе. К нам в отряд никто специально не присылает музыкантов или хотя бы музыкально одаренных солдат. Изучаем контингент на учебном пункте. Но, как правило, многие воинские части еще в военкоматах сделали подобное «просеивание» в поисках талантов. В последний призыв мы отобрали несколько человек, но — ни одного духовика. Значит, нужно заново обучать кого-то, а это большая работа. Зато, могу похвастать, достался и нам настоящий талант. Виктор Ешану окончил три курса музыкального училища, виртуозно играет на мае — национальном молдавском инструменте типа многоствольной флейты. Ешану уже участвовал в концертах, исполнял сольные номера.
—  А как вы определяете будущих художников, оформителей?
—  Устраиваем, своеобразные экзамены. Например, предлагаем скопировать несколько шрифтов, серию рисунков. К нам приходят одаренные ребята, но часто они стесняются показать, на что способны.
—   В каком подразделении лучше поставлена художественная самодеятельность?
—   Пожалуй, на заставе у майора И. Ефименко. Если бы вы по-
говорили с руководителем коллектива художественной самодеятельности ефрейтором Павлом Осиновым, он бы рассказал много интересного о том, как сплотил заставу общий интерес к художественному творчеству. А начиналось все очень просто. Готовились на заставе к очередному празднику. Видят: силенок для концерта маловато. Тогда решили — пусть выступит каждый солдат — кто что может — споет или спляшет, сыграет на гитаре, пусть даже детские стихи вспомнит. Так и сделали. Праздник получился веселый, все были довольны. Да и талантов выявилось немало. К примеру, повар Василий Бекетов — хороший гитарист. Водитель Олег Зленко, учась в авиационном институте, участвовал в художественной самодеятельности. Он помнит много сценок, стихов. Вместе с младшим сержантом Сергеем Вилькановским они разыгрывали скетчи, читали юморески. Вадим Романюк хорошо поет, Андрей Одноворченко — певец и гитарист, ефрейтор Иван Сандулян — искусный танцор, зажигательно поет народные молдавские песни. Сергей Пузанков читает стихи. Сам Павел Осипов играет на гитаре, осваивает баян. Музыканты объединились в ВИА, помимо этого удалось создать группу пантомимы «Маски».
—   В вашем плане работы на период проведения фестиваля есть такой пункт: «Развивать культурно-шефские связи с областной филармонией, театром, музыкальным училищем, гарнизонным Домом офицеров». Что это значит на практике?
—  Товарищеские встречи, концерты, которые наши шефы дают в клубе части и на заставах.
—   И много состоялось таких концертов?
—  Минуту… — начальник клуба достал и рассыпал по селу кипу фотографий. — Тут, пожалуй, зафиксировано почти все. Это выступает квартет музыкального училища… Брестский строительный институт провел вечер народного творчества… Это ансамбль «Мушкетеры» чулочной фабрики… Детский танцевальный коллектив Дворца профсоюзов… Сценки театра-студии миниатюр, тоже Дворца профсоюзов… Это — артисты филармонии… Танцуют студенты педагогического института… А вот гости из Киева — хор и танцевальный коллектив авиационного предприятия.
Но это еще не все. На наших заставах работали заслуженный художник УССР В. А. Корольчук и художник А. Н. Охрименко — писали портреты солдат и офицеров, пейзажи, делали эскизы картин на пограничную тему. Обещали подготовить выставку своих работ в отряде к 70-й годовщине Великого Октября.
—  Да, плюсов немало. А есть ли в вашей работе слабые места?
—   Кроме коллектива заставы, о которой уже шла речь, где действует хоровой кружок, трио гитаристов и чтец-декламатор, назвать хороший самодеятельный коллектив, пожалуй, не смогу. Комсомольские организации прилагают силы, чтобы развивать самодеятельность. Но этого мало. Дело в безразличном отношении к самодеятельности некоторых начальников и замполитов застав. Иные из них считают себя ответственными только за службу и политзанятия. А ведь солдаты тянутся за командирами, берут с них пример. Так, майор А. Огурцов хорошо рисует, и на его заставе воины охотно берутся за кисти и краски. Майор В. Чистов интересуется фотоделом — и на заставе трудятся, именно трудятся, фотолюбители, создающие отличные фотомонтажи. Майор И. Ефименко— хороший резчик по дереву и чеканщик, и пограничники перенимают его мастерство, украсили Ленинскую комнату и столовую изящной резьбой на деревянных панелях.
В заключение хочу сказать, что до тех пор, на мой взгляд, пока офицеры не будут относиться к художественной самодеятельности с той же мерой ответственности, с какой относятся к политработе, рассчитывать на какую-то особую творческую активность пограничников нечего. А ведь эта самая художественная  самодеятельность — не просто вид отдыха, повышающий культурный уровень, но и один из важнейших рычагов, который помогает сплачивать, цементировать людей в единый, дружный коллектив. К тому же мы не имеем права забывать о том, что творчество способствует воспитанию высоких моральных качеств, укрепляет коммунистическую   нравственность.

Прокомментировать

Вы должныавторизоваться чтобы прокомментировать

    "Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают..."

С. Гудзенко

    "...Война - величайшее горе, в особенности в условиях современной военной техники"

Леонид Максимович Леонов

Rambler's Top100 Помощь призывникам в нелегком выборе. Отсрочка от армии или служба в пограничных войсках? Призывник, выбирай.